Альберт Эйнштейн

«Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей.»
Альберт Эйнштейн 

Биография Альберта Эйнштейна Взгляды на жизнь Альберта Эйнштейна Афоризмы Альберта Эйнштейна Факты из жизни Альберта Эйнштейна Фотографии Альберта Эйнштейна Обои на рабочий стол





Альберт Эйнштейн

Сайт о великом ученом, философе, общественном деятеле

Беседа Альберта Эйнштейна с Рабиндранатом Тагором

29 апрель 2009, 13:17

Беседа Альберта Эйнштейна с Рабиндранатом ТагоромЭйнштейн: Вы верите в бога, изолированного от мира?

Тагор: Не изолированного. Неисчерпаемая личность человека постигает Вселенную. Ничего непостижимого для человеческой личности быть не может. Это доказывает, что истина Вселенной является человеческой истиной.

Чтобы пояснить свою мысль, я воспользуюсь одним научным фактом. Материя состоит из протонов и электронов, между которыми ничего нет, но материя может казаться сплошной, без связей в пространстве, объединяющих отдельные электроны и протоны. Точно так же человечество состоит из индивидуумов, но между ними существует взаимосвязь человеческих отношений, придающих человеческому обществу единство живого организма. Вселенная в целом так же связана с нами, как и индивидуум. Это - Вселенная человека. Высказанную идею я проследил в искусстве, литературе и религиозном сознании человека.

Эйнштейн: Существуют две различные концепции относительно природы Вселенной:
1) мир как единое целое, зависящее от человека;
2) мир как реальность, не зависящая от человеческого разума.

Тагор: Когда наша Вселенная находится в гармонии с вечным человеком, мы постигаем ее как истину и ощущаем ее как прекрасное.

Эйнштейн: Но это - чисто человеческая концепция Вселенной.

Тагор: Другой концепции не может быть. Этот мир - мир человека. Научные представления о нем - представления ученого. Поэтому мир отдельно от нас не существует. Наш мир относителен, его реальность зависит от нашего сознания. Существует некий стандарт разумного и прекрасного, придающий этому миру достоверность, - стандарт Вечного Человека, чьи ощущения совпадают с нашими ощущениями.

Эйнштейн: Ваш Вечный Человек - это воплощение сущности человека.

Тагор: Да, вечной сущности. Мы должны познавать ее посредством своих эмоций и деятельности. Мы познаем Высшего Человека, не обладающего свойственной нам ограниченностью. Наука занимается рассмотрением того, что не ограничено отдельной личностью, она является внеличным человеческим миром истин. Религия постигает эти истины и устанавливает их связь с нашими более глубокими потребностями; наше индивидуальное осознание истины приобретает общую значимость. Религия наделяет истины ценностью, и мы постигаем истину, ощущая свою гармонию с ней.

Эйнштейн: Но это значит, что истина или прекрасное не являются независимыми от человека.

Тагор: Не являются.

Эйнштейн: Если бы людей вдруг не стало, то Аполлон Бельведерский перестал бы быть прекрасным?

Тагор: Да!

Эйнштейн: Я согласен с подобной концепцией прекрасного, но не могу согласиться с концепцией истины.

Тагор: Почему? Ведь истина познается человеком.

Эйнштейн: Я не могу доказать правильность моей концепции, но это - моя религия.

Тагор: Прекрасное заключено в идеале совершенной гармонии, которая воплощена в универсальном человеке; истина есть совершенное постижение универсального разума. Мы, индивидуумы, приближаемся к истине, совершая мелкие и крупные ошибки, накапливая опыт, просвещая свой разум, ибо каким же еще образом мы познаем истину?

Эйнштейн: Я не могу доказать, что научную истину следует считать истиной, справедливой независимо от человечества, но в этом я твердо убежден. Теорема Пифагора в геометрии устанавливает нечто приблизительно верное, независимо от существования человека. Во всяком случае, если есть реальность, не зависящая от человека, то должна быть истина, отвечающая этой реальности, и отрицание первой влечет за собой отрицание последней.

Тагор: Истина, воплощенная в Универсальном Человеке, по существу должна быть человеческой, ибо в противном случае все, что мы, индивидуумы, могли бы познать, никогда нельзя было бы назвать истиной, по крайней мере, научной истиной, к которой мы можем приближаться с помощью логических процессов, иначе говоря, посредством органа мышления, который является человеческим органом.
Согласно индийской философии, существует Брахма, абсолютная истина, которую нельзя постичь разумом отдельного индивидуума или описать словами. Она познается лишь путем полного погружения индивидуума в бесконечность. Такая истина не может принадлежать науке. Природа же той истины, о которой мы говорим, носит внешний характер, т. е. она представляет собой то, что представляется истинным человеческому разуму, и поэтому эта истина - человеческая. Ее можно назвать Майей, или иллюзией.

Эйнштейн: В соответствии с Вашей концепцией, которая, может быть, является концепцией индийской философии, мы имеем дело с иллюзией не отдельной личности, а всего человечества в целом.

Тагор: В науке мы подчиняемся дисциплине, отбрасываем все ограничения, налагаемые нашим личным разумом, и таким образом приходим к постижению истины, воплощенной в разуме Универсального Человека.

Эйнштейн: Зависит ли истина от нашего сознания? В этом состоит проблема.

Тагор: То, что мы называем истиной, заключается в рациональной гармонии между субъективным и объективным аспектом реальности, каждый из которых принадлежит Универсальному Человеку.

Эйнштейн: Даже в нашей повседневной жизни мы вынуждены приписывать используемым нами предметам реальность, не зависящую от человека. Мы делаем это для того, чтобы разумным образом установить взаимосвязь между данными наших органов чувств. Например, этот стол останется на своем месте даже в том случае, если в доме никого не будет.

Тагор: Да, стол будет недоступен индивидуальному, но не универсальному разуму. Стол, который воспринимаю я, может быть воспринят разумом того же рода, что и мой.

Эйнштейн: Нашу естественную точку зрения относительно существования истины, не зависящей от человека, нельзя ни объяснить, ни доказать, но в нее верят все, даже первобытные люди. Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, не зависящая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы и не можем сказать, что она означает.

Тагор: Наука доказала, что стол как твердое тело - это одна лишь видимость и, следовательно, то, что человеческий разум воспринимает как стол, не существовало, если бы не было человеческого разума. В то же время следует признать и то, что элементарная физическая реальность стола представляет собой не что иное, как множество отдельных вращающихся центров электрических сил и, следовательно, также принадлежит человеческому разуму. В процессе постижения истины происходит извечный конфликт между универсальным человеческим разумом и ограниченным разумом отдельного индивидуума. Непрекращающийся процесс постижения идет в нашей науке, философии, в нашей этике. Во всяком случае, если бы и была какая-нибудь абсолютная истина, не зависящая от человека, то для нас она была бы абсолютно не существующей.

Нетрудно представить себе разум, для которого последовательность событий развивается не в пространстве, а только во времени, подобно последовательности нот в музыке. Для такого разума концепция реальности будет сродни музыкальной реальности, для которой геометрия Пифагора лишена всякого смысла. Существует реальность бумаги, бесконечно далекая от реальности литературы.

Для разума моли, поедающей бумагу, литература абсолютно не существует, но для разума человека литература как истина имеет большую ценность, чем сама бумага. Точно так же, если существует какая-нибудь истина, не находящаяся в рациональном или чувственном отношении к человеческому разуму, она будет оставаться ничем до тех пор, пока мы будем существами с разумом человека.

Эйнштейн: В таком случае я более религиозен, чем вы.

Тагор: Моя религия заключается в познании Вечного Человека, Универсального человеческого духа, в моем собственном существе. Она была темой моих гиббертовских лекций, которые я назвал "Религия человека".

Меткибог, рабиндранат тагор, религия, философия

Добавить комментарий Добавить комментарий


12вперед →

Don, 02.05.2009 13:15

Актуальная тема.
Но бога нет и спорить бесмыссленно)

Nikitok, 12.06.2009 19:06

А вообще о чом здесь тема? И что такое Вечный человек ?!! Он же не может жить вечно т.к. происходят возрастные изменения пропорций тела.

Руди, 12.03.2010 11:42

Извини конечно Don, но ты ограниченный и приземленный человек, я бы сказал человечек.Вот и живи себе в своем мирке и не спорь ни с кем есть ли бог или нет, ты у нас наверное Гений всех времен и народов, ответивший на вопрос на который не смогли ответить ни энштейн , ни кто либо другой.Ну так и будь таким

Сергей, 23.05.2010 23:40

По моему субъективному мнению, какую человек генерирует "социо вебрацию" та и возвращается из вселенной. Это как эхо. А бог здесь может восприниматься как внутренняя совесть, он личная, а не коллективная и уж не духовная.

Оксана, 07.11.2010 23:18

Серегей,получается по-твоему,что внутрення совесть создала мир и упрявляет им?

Гециу Иван Илларионович, 22.11.2010 17:54

Диалог самых известных представителей двух противоположных точек зрения на тему человека и Вселенной. Р.Тагор считал, что Вселенная существует в сознании человека, и без человека её просто нет, с оговоркой не просто человека, а Универсального человека. Это понятие он и ввёл в философию и обозначает не индивидуального человека, а как бы человечество в целом. Увы, Тагор использовал это определение так часто и в такиз разных моментах, что сегодня много различных неверных интерпретаций как понятия универсальный человек, Универсальный Разум.
Энштейн считал до конца своих дней, что окружающий нас мир существует в независимости от человека, и познал человек Вселенную или нет, на факт существования самой Вселенной это ни как не отражается. Идеи этих двух мыслителей настолько масштабны, что их опревоержение или доказательство просто невозможно, их можно либо принять, поверив или отвергнуть.
С уважением, Иван Илларионович Гециу , автор книги "О разуме человека"

fdv, 06.12.2010 11:47

Бог есть и спорить с этим бессмысленно. Собственно как бороться и утверждать обратное...

Alex, 31.01.2011 19:00

Вечность - Бог!!! Неопровержимый факт!!!

Hanona_Entoku, 11.05.2011 11:07

можно вопрос... а какая у вас профессия, кто вы в жизни и откуда?

Ogdog, 17.05.2011 19:30

Я помогу вам узнать, что такое "Бог", но если вы этого сами захотите.
Молчите! и сморите на одежду, в которую вы сейчас одеты, смотрите на предметы вокруг. Что вы видите?
да к статье:
Момент "Сейчас" и есть , так называемая "Вечность".
Ответить на этот вопрос нужно в себе, не тут, так как тут мне делать больше нечего, и мне не важно, какой будет ваш ответ ;)

Alexandr, 03.07.2011 12:30

Я нашёл бога, которому покланяються верующие люди, и которого изучает наука! Я могу доказать это...
17244613 - айди контакта, на стене ссылка на теорию.
Каму понравиться то, чем я занимаюсь, присоединяйтесь к группе.
П.С. Эйнштейн был прав))

Chend, 31.08.2011 23:55

Когда человек начинает пытаться изучить Бога, его происхождение, то это походит на то, как если бы кекс с изюмом пытался изучить кондитера, который его испек. Согласитесь, кексу будет сложно это сделать, даже если он с изюмом...
С другой стороны, наличие кекса уже само по себе свидетельствует о существовании кондитера.
Или, может,- думает кекс, -я эволюционировал из печенюшки, и нет никакого кондитера? Ведь если бы был кондитер, который меня создал и который меня любит, разве он позволил бы, чтобы я засох, или заплесневел, или превратился бы в зловоннную кучу? Нет, скорее всего, я произошел от печенюшки в результате естественного отбора. И ничего, что нет промежуточных видов, зато мы оба состоим из теста и в зловонную кучу превращаемся одинаково...
....и так далее....
Не зря дедушка Эйнштейн, доедая свой кекс, говорил: "Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень".

ferrum, 29.01.2012 00:05

заметно, что эйнштейн не разделял взглядов тагора. но он не спорит с ним, вообще не вступает в полемику. думаю эйнштейн понимал, что этого человека не переубедить, как и многих здесь

чел, 03.02.2012 01:48

да этот Тагор самовлюбленный болван, возомнивший, что все вокруг от его жалкого умишки зависит... Никакой самокритики...
Поговаривают, что после беседы с Тагором, Эйнштейн срочно принялся за разработку ядерного оружия...

IQ, 03.02.2012 02:22

Тагор "прячется" за сложными формулировками. Так поступают те, кто сами нечетко понимают суть...

Сергей, 17.12.2012 22:11

Недавно встретил цитату - здесь подходит:
"Бог регулирует знание о Себе следующим образом —Он оставил знаки Своего существования, которые видимы для ищущих Его, но не для тех, кто Его не ищет. Для тех, кто только хочет видеть, есть достаточно света, чтобы видеть, а для тех, чьи намерения противоположны, —достаточно мрака."(с)Блез Паскаль И верно, Господь предоставляет возможность неверующим в Него находить раз за разом подтверждения Его отсутствия в этом мире, просто скрывая себя, посредством своей иллюзорной энергии.. Тогда, как искренне Его ищущим, он постепенно себя проявляет...

Никита, 17.11.2013 17:55

gh

zuki@mail.ru class=menu>Никита, 17.11.2013 17:56

wedsds

Альберта Эйнштейн, 20.11.2013 11:17

Don ты чё!!!
бог есть !не веришь !и вообще ты откуда знаешь?

последний из людей, 28.03.2014 16:37

Народ хватит уже детскими иллюзиями страдать , взрослые ведь уже не дети , научитесь жить друг с другом и уважать друг друга , а то все какие то детские игры в верю не верю , знаю не знаю, кончайте уже.... нам всем не так долго осталось , есь важные вещи в жизни требующие от вас смелости мужества терпимости в конце концов
я все сказал...

12вперед →


Ваш комментарий:

Имя:*
E-mail:
Комментарий:*
Введите цифровой код, указанный на картинке:*
 

* Обязательные для заполнения поля



На главную | Биография Альберта Эйнштейна | Взгляды на жизнь | Афоризмы | Факты из жизни | Фотографии | Обои